Актуальное интервью. Начальник Госценинспекции Наталия Немодрук:
"В результате проведенных проверок мы сэкономили для населения полтора миллиарда гривень"
Жизнь в Украине дорожает. Прежде всего это отражается на наших кошельках после очередных посещений магазинов или же рынков. Хорошего здесь мало, хотя мы понимаем, что нечего ждать чего-то другого, когда подорожали транспортные услуги и энергоносители. Тем временем правительство нас заверяет, что оно не отпускает цены из-под контроля.
Действительно ли это так? Насколько удается власти держать руку на пульсе, чтобы облегчить жизнь хотя бы самых незащищенных слоев населения? Что препятствует ныне росту инфляционных процессов? Об этом корреспондент УКРИНФОРМа беседует с начальником Государственной инспекции по контролю за ценами Наталией Немодрук.
- Наталия Павловна, казалось бы, рыночные условия и конкуренция должны бы расставить все по своим местам. Хочешь - покупай, не хочешь - ищи дешевле. И тем не менее, Вы возглавляете государственную структуру, которая призвана контролировать формирование цены предпринимателем или продавцом. Не заложено ли здесь противоречие?
- Так считает немало людей. Однако противоречия в этом нет. Сегодня ни одно развитое государство мира не живет без регулирования экономики. Очень многие страны прибегли к опыту бывшего СССР, поскольку даже в рыночных условиях уже невозможно жить только сегодняшним днем. Понимает это и ныне действующее правительство. У нас как было раньше? Меняется власть, и реформы начинаются с чистого листа. Хотя для развития государства необходимы поступательность и последовательность. Этот принцип исповедует и Премьер-министр Юлия Тимошенко.
Что же касается цен, то государство в лице нашей структуры прежде всего регулирует ценовую политику на те товары, которые являются социально важными для граждан.
- Их перечень большой?
- Правительство еще в начале 2000 года утвердило 32 наименования различных товаров и услуг. Среди них - мука, три вида хлеба, макаронные изделия, масло, растительное масло, молоко, крупы, самые необходимые лекарства. Регулируются также жилищно-коммунальные услуги, электроэнергия, сжиженный газ и твердое топливо для бытовых нужд, услуги городского пассажирского транспорта, отдельные виды нефтепродуктов, дизельное топливо, бензин.
- Этот список изменяется со временем?
- Я глубоко убеждена, он должен расширяться. Например, сейчас в нем нет рыбы, а, следовательно, на стоимость рыбы, даже простейшей, мы не влияем, поэтому будем вносить такое предложение в правительство.
Различными административными мерами должно регулироваться и использование бюджетных денег, которые направляются на предоставление услуг за государственные деньги. Это же деньги народа! Их использование должно быть жестко регулируемым, а люди, которые продают свои услуги бюджету, должны заранее знать четкие правила игры.
Например, закупка продуктов питания для армии, с чем мы недавно столкнулись, когда киевская фирма отвечала за питание солдат в Западной Украине. Продукты они покупали в западных регионах, но чему-то стоимость питания формировалась по... столичным ценам, которые порой были взяты с потолка. Поэтому, как свидетельствуют материалы проверок КРУ, яйца за государственные деньги у них стоили якобы 18 грн!
Чиновники должны беречь деньги общества, как свои, собственные. Частники считают каждую свою копейку и ищут, где дешевле, а экономить государственные деньги у нас чему-то не принято.
Очень часто мы становимся свидетелями различных нарушений, потому что в стране или несовершенное законодательство, или довольно ловкие дельцы. У нас были примеры, когда в затраты по производству социального хлеба включались затраты на выпечку тортов или другой сдобы, в расходах на вареную колбасу стояли расходы на сырокопченную продукцию, а в квартплату закладывались средства для командировок или содержания баз отдыха работников ЖКХ. Сегодня действуют четкие, утвержденные правительством Порядки формирования стоимости социально важных продовольственных товаров и услуг, которые исключают такие ситуации.
Недавно Госценинспекция проверила Хорольский молочный комбинат, выпускающий детское питание. Это предприятие организовало торговый дом для реализации своей продукции, то есть создали отдельное юридическое лицо. И придумали расходы вполне самостоятельной торговой структуры включить в себестоимость детского питания. Поэтому каждая пачка детского питания подорожала как минимум на 2,5 грн. Пришлось положить этому беззаконию конец и оштрафовать их на 3 млн грн, которые должны поступить в госбюджет.
- Не могли ли бы Вы рассказать о ситуации на потребительском рынке?
- Со всей ответственностью утверждаю, что в июле 2009 года она была относительно стабильной. Так, на рынке продовольствия снизился средний уровень розничных цен на хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко, а вот на масло и жиры зафиксирован незначительный рост.
Вместе с тем, увеличение цен в июле на яйца куриные вызвано сезонностью их производства на фоне значительного снижения цен в начале года (на 29 %).
Есть проблемы с подорожанием сахара. Здесь рост достиг 3,5%. Однако, я уверена, что поступление в магазины сахара из продовольственного резерва позволит стабилизировать этот сегмент рынка.
Отслеживаем мы и обоснованность расходов на жилищно-коммунальные тарифы. Таким образом, уже сэкономили для населения только за прошлый год полтора миллиарда гривень.
- Сейчас у всех на слуху конфликт между Кабмином и КГГА вокруг резкого скачка квартплаты.
- Однозначно, тарифы в Киеве необходимо повышать. Ведь они не менялись еще с 2006 года. Вина местных властей заключается в том, что это нужно было начинать раньше и не с кавалерийского набега, чтобы одним махом залатать все дыры, в частности и следы своей бесхозяйственности.
Городская администрация в этот раз установила тарифы по каждому из 9264 домов, которые рассчитаны по не предусмотренной никакими нормативными документами формуле. Использованные для расчетов тарифов показатели относительно общей площади домов и придомовых территорий в отдельных случаях не соответствовали данным технических паспортов, что привело к завышению расходов до 30%.
В нашей квартплате заработная плата работников ЖЭКа составляет 60-70%. И было бы полбеды, если бы мы оплачивали зарплату реального, а не дутого количества коммунальщиков. Почему-то Минжилкоммунхоз уже многие годы не пересматривает нормативную численность штата работников. И сегодня КГГА воспользовалась этим пробелом в законодательстве. Хотя расхождение между плановой и фактической численностью основного производственного и административного персонала доходит до 40%. Такая же вакханалия относительно тарифов на услуги по техническому обслуживанию лифтов, в результате чего их стоимость порой увеличивается в два-три раза по сравнению с заключениями ГЦИ по экономически обоснованным расходам.
Нуждаются в срочном пересмотре Минжилкоммунхозом в сторону уменьшения и устаревшие удельные нормы расходов условного топлива и тепловой энергии. Из-за отсутствия установленного на государственном уровне Порядка перерасчета за непредоставленные или предоставленные в неполном объеме жилищно-коммунальные услуги (содержание жилья, тепло, вода, стоки) население ежегодно платит лишних сотни миллионов гривень. Эта проблема касается не только Киева, где сумма невозвращенных средств за 2007-2008 годы перевалила за 220 млн грн, но и Донецкой области - 32 млн грн, Запорожской - 14,5, Николаевской - почти 20 млн грн.
- То есть, речь идет о сверх уплоченных деньгах, которые должны быть возвращены людям?
- Именно так, однако местные органы власти почему-то, понимая, что эти средства остаются у предприятий-производителей услуг, думают иначе. Здесь мы будем категоричными. Или они лишние деньги отдадут людям, или же будут оштрафованы и заплатят в госбюджет уже тройную сумму.
- Наверное, не хватает прозрачности и на рынке лекарств?
- Внедренный действующим законодательством механизм ценообразования здесь также крайне несовершенен. В настоящее время Минздрав не требует обязательного отображения в первичных документах на отпуск медицинских препаратов цены производителя. Это усложняет процесс нашего контроля и приводит в случае реализации лекарственных средств несколькими субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю, к безосновательному росту цен на пути к конечному потребителю - населению.
В настоящее время мы вместе с Минэкономики инициируем перед Минздравом разработку нового национального перечня основных изделий медицинского назначения, а также внесение изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие формирование цен на лекарственные средства. Мы должны войти в осенне-зимний сезон с четким документом, чтобы иметь возможность защитить население от своеволия некоторых аптечных диктаторов.
И пусть бизнесмены нас обвиняют в том, что государственное регулирование цен якобы толкает их на убытки. В действительности же очень многие крупные производители лекарств и торговых фирм говорят: "Мы пришли сюда надолго и хотим работать прозрачно и по закону". Как правило, возмущаются те, кто пришел на один день. Им нужно сорвать куш побольше, а о стабильном будущем и интересах больных людей они не думают.
Не меньше нарушений и с предоставлением образовательных услуг, где также отсутствует прозрачный механизм ценообразования. Его внедрение долгое время затягивается Министерством образования. Это приводит к тому, что даже ведущими экономическими высшими учебными заведениями определение стоимости обучения студентов-контрактников осуществляется на основе экономически необоснованных расходов. В итоге те, кто учился на стационаре, переплачивали до 40%, а заочники - до 200%.
Минэкономики и Госценинспекция и впредь будут прилагать все усилия, чтобы отраслевое министерство как можно скорее усовершенствовало механизм регулирования цен на образовательные услуги.
- На вас возложено и проведение контроля.
- Только в первом полугодии нынешнего года к нарушителям государственной дисциплины Госценинспекцией применены административно-хозяйственные санкции на сумму более 2,7 млрд грн, а из государственного бюджета уменьшены расходы на дотации и субсидии на 40,3 млн грн. Это - реальная экономия бюджетных средств! В правоохранительные органы направлено 228 материалов по вопросам нарушения законодательства, а 84 - в другие контролирующие органы.
- Возможно вам не хватает новых полномочий? Не трудно ли находить общий язык с региональными властями?
- Бывает по-разному. Скажем, воспользовались предоставленными полномочиями относительно регулирования стоимости питания в образовательных учреждениях и ввели ограничение торговых надбавок до 50% закупочной стоимости облгосадминистрации лишь в 13-ти регионах Украины. Тогда как в других областях, где местная власть выпустила ситуацию из-под контроля, уровень торговых наценок кое-где достиг до 800%.
Но в общей сложности, с большинством руководителей, в частности Днепропетровской, Кировоградской, Харьковской, Полтавской, Ивано-Франковской, Хмельницкой и других областей, а также Автономной Республики Крым, мы находим взаимопонимание. Когда на месте - профессионалы, работаешь с удовольствием. Что же касается полномочий, то нам их хватает. Сегодня многим министерствам ннеобходимо серьезно поработать над нормативной базой. Новой редакции требует и закон "О ценах и ценообразовании", который был принят еще в 1990 году. Сейчас его разработка находится на завершающем этапе, и уже в ближайшее время он будет вынесен на рассмотрение Кабинета Министров.
Киев
Беседовала Наталья Тихоненко
(УКРИНФОРМ)